Рассказ Гвозди: анализ и краткое содержание

По | 19 октября, 2021

Содержание статьи

Центральный сюжет рассказа Людмилы Улицкой «гвозди» — это семьи, памяти и преемственности поколений. Героями становятся правнуки и прадеды. Строки рассказа композиционно выстроены так, что финал обнажает глубинную связь поколений.

Культура Достоинства

Краткое содержание рассказа «Гвозди»

О самом главном в бытии человека повествует рассказ «Гвозди». Его герой — городской мальчик Сережа, отправленный на лето в деревню к прадеду, который при первом знакомстве показался мальчику похожим «на некрасивого медведя» (169). Сережа, никогда не бывавший в деревне, поначалу чувствует себя здесь неловко, даже не может есть из общей зеленой (символический в рамках цикла цвет!) миски, но в тот момент, когда ему дали отдельную белую тарелку, он вдруг остро почувствовал свое одиночество и желание есть, как все, из одной миски — из той самой, зеленой. Так намечается в рассказе тема связи поколений. И путь Сереже к семье, к родне, которой он не знал раньше, становится сюжетным стержнем рассказа.

Начинается этот путь с игры, с желания занять себя чем-нибудь: не найдя другого дела, Сережа начинает вколачивать гвозди в порог сарая. За этим занятием его и застал прадед. Ни слова не говоря, он показал мальчику, как правильно вбивать гвозди, затем — как их выдергивать при помощи гвоздодера и править.

Гвоздь становится предметом, соединяющим, скрепляющим прадеда и правнука, выполняя ту же функцию, что и часы в предыдущем тексте.

Сережа впервые почувствовал ответственность за то, что он делает. Прадед научил мальчика большему, чем азы столярного мастерства. Он дал ему представление о человеческих ценностях, сформировал стержень личности (прадед исподволь «выпрямляет» Сережу, как тот выпрямляет выдернутые из порога гвозди).

Кульминацией рассказа становится фраза троюродного брата Митьки, адресованная Сереже: «А на похороны приедешь?.. Так прадед помирать собрался, гроб-то на что он строил?» (178) И только в этот момент мальчик понимает, что ему доверено было прикоснуться к сокровенному: гробом оказался длинный деревянный ящик, который он, единственный из всех внуков, помогал колотить деду в то лето. Так сомкнулись прошлое и будущее, сложилась цепь поколений. И хотя на следующее лето деда уже не было в живых, но в памяти Сережи он остался навсегда, неслучайно мальчик избегает визитов в сарай, где в «то» лето он помогал деду. Знаком памяти о «том» лете становится коробок с гвоздями, так и оставшийся с прошлого лета на верстаке.

Радио Чикаго - ПРЯМОЙ ЭФИР

Видео: рассказ «Гвозди», читает Елена Гордон

Тоска по ушедшему времени

Повзрослевшие герои с грустью вспоминают ушедшее время, потому что в «том» времени были живы самые родные и близкие люди.

В следующее лето Сергей снова приехал в деревню. Но в это лето все было по — другому. Он сошелся со своими троюродными, ходил с ними на речку, в лес за ягодами. В сарай он зашел только один раз — на верстаке стоял коробок с гвоздями, которые он в то лето правил. А прадеда уже больше не было («Гвозди»).

Русское радио в Америке

Раскрытие героя с разных сторон

Переход повествования от 3 — го лица к повествованию от 1 — го лица, взаимодействие двух типов речи возможно при включении в текст внутренней речи героя:

«Наверное, боится, что та все подарки заберет», — подумал Сережа и подергал тихонько отца, хотел сказать, чтоб отец сам разделил, а то худой не достанется («Гвозди»). Введение внутренней речи позволяет увидеть ситуацию «изнутри», с позиции ребенка.

Видео: Людмила Улицкая о женщинах в политике и о Ксении Собчак

русское радио США
Культура Достоинства

Видео: Людмила Улицкая: «в моей жизни был только один поступок…» 

Не поленитесь и посмотрите это интервью дважды, оно того стоит. #ещенепознер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *