Содержание статьи
Центральный сюжет рассказа Людмилы Улицкой «гвозди» — это семьи, памяти и преемственности поколений. Героями становятся правнуки и прадеды. Строки рассказа композиционно выстроены так, что финал обнажает глубинную связь поколений.
Краткое содержание рассказа «Гвозди»
О самом главном в бытии человека повествует рассказ «Гвозди». Его герой — городской мальчик Сережа, отправленный на лето в деревню к прадеду, который при первом знакомстве показался мальчику похожим «на некрасивого медведя» (169). Сережа, никогда не бывавший в деревне, поначалу чувствует себя здесь неловко, даже не может есть из общей зеленой (символический в рамках цикла цвет!) миски, но в тот момент, когда ему дали отдельную белую тарелку, он вдруг остро почувствовал свое одиночество и желание есть, как все, из одной миски — из той самой, зеленой. Так намечается в рассказе тема связи поколений. И путь Сереже к семье, к родне, которой он не знал раньше, становится сюжетным стержнем рассказа.
Начинается этот путь с игры, с желания занять себя чем-нибудь: не найдя другого дела, Сережа начинает вколачивать гвозди в порог сарая. За этим занятием его и застал прадед. Ни слова не говоря, он показал мальчику, как правильно вбивать гвозди, затем — как их выдергивать при помощи гвоздодера и править.
Гвоздь становится предметом, соединяющим, скрепляющим прадеда и правнука, выполняя ту же функцию, что и часы в предыдущем тексте.
Сережа впервые почувствовал ответственность за то, что он делает. Прадед научил мальчика большему, чем азы столярного мастерства. Он дал ему представление о человеческих ценностях, сформировал стержень личности (прадед исподволь «выпрямляет» Сережу, как тот выпрямляет выдернутые из порога гвозди).
Кульминацией рассказа становится фраза троюродного брата Митьки, адресованная Сереже: «А на похороны приедешь?.. Так прадед помирать собрался, гроб-то на что он строил?» (178) И только в этот момент мальчик понимает, что ему доверено было прикоснуться к сокровенному: гробом оказался длинный деревянный ящик, который он, единственный из всех внуков, помогал колотить деду в то лето. Так сомкнулись прошлое и будущее, сложилась цепь поколений. И хотя на следующее лето деда уже не было в живых, но в памяти Сережи он остался навсегда, неслучайно мальчик избегает визитов в сарай, где в «то» лето он помогал деду. Знаком памяти о «том» лете становится коробок с гвоздями, так и оставшийся с прошлого лета на верстаке.
Видео: рассказ «Гвозди», читает Елена Гордон
Тоска по ушедшему времени
Повзрослевшие герои с грустью вспоминают ушедшее время, потому что в «том» времени были живы самые родные и близкие люди.
В следующее лето Сергей снова приехал в деревню. Но в это лето все было по — другому. Он сошелся со своими троюродными, ходил с ними на речку, в лес за ягодами. В сарай он зашел только один раз — на верстаке стоял коробок с гвоздями, которые он в то лето правил. А прадеда уже больше не было («Гвозди»).
Раскрытие героя с разных сторон
Переход повествования от 3 — го лица к повествованию от 1 — го лица, взаимодействие двух типов речи возможно при включении в текст внутренней речи героя:
«Наверное, боится, что та все подарки заберет», — подумал Сережа и подергал тихонько отца, хотел сказать, чтоб отец сам разделил, а то худой не достанется («Гвозди»). Введение внутренней речи позволяет увидеть ситуацию «изнутри», с позиции ребенка.
Видео: Людмила Улицкая о женщинах в политике и о Ксении Собчак
Видео: Людмила Улицкая: «в моей жизни был только один поступок…»
Не поленитесь и посмотрите это интервью дважды, оно того стоит. #ещенепознер