Сонечка: краткое содержание и анализ повести

По | 18 ноября, 2021

Содержание статьи

Образ Сонечки в одноименной повести Людмилы Улицкой очень похож на образ современных женщин, женщин XXI века. В наше время многие девушки её же возраста ведут себя так же инфантильно и неверно. Женщины перестают уважать себя, перестают мыслить, они совершенно не помнят слова великого русского поэта С. Есенина: «Женщина — это звучит гордо…».

Эта проблема касается не только среднего класса общества, но и высшего, казалось бы, у женщины высшего класса есть все: материальное благополучие, признание в обществе, а все равно, во многих нет гордости и любви к себе. Так происходит, потому что у многих женщин низкая самооценка, и они не верят в себя, не признают свои достоинства, тем самым, тратя своё время совсем не на тех, кто им нужен. Такие женщины молчаливы и бесприцендентны.

Читает Юрий Заборовский

Соня и Сонечка — 2 стороны одной медали

В заглавие произведения вынесено имя, данный факт не случаен. В тексте повести Л. Улицкой персонаж наделяется «несколькими именами»; так представлены следующие формы имени София: Сонечка, Соня, Софья Иосифовна.

Сонечка-девушка, а затем и женщина, которая всю свою жизнь боится потерять своего мужа. Она никогда не поступала против общества, потому что не могла поступить даже против себя, но все же на протяжении всей повести она никогда не прислушивалась к мнению окружающих, всегда поступала по собственному усмотрению, будь-то правильно, будь-то, нет.

Портретная характеристика Сонечки дана на первых страницах повести:

«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать — большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу. Сонечка сводила плечи, сутулилась, носила широкие балахоны, стесняясь своего никчемного богатства спереди и унылой плоскости сзади».

Её жизнь была весьма размерена, спокойна, никаких особых трудностей она никогда не знала, в трудную минуту ей всегда помогали родители. Её образ очень отличается от образа Сонечки Мармеладовой и Настасьи Филипповны, её нельзя назвать инфернальной женщиной, так же как и нельзя назвать сильной.

Александр Арсентьев
  • Сонечка — порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи. Эта девушка очень скучна в общении, она любит читать и весьма приземленная, она рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу.  Сонечка — образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной, как судьбу Сони Мармеладовой или Настасьи Филипповны. Героине Л. Улицкой выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа, но, не смотря на это, она осталась доброй, умной, барышней. Она человек простой и как у каждого у неё есть свои недостатки.
  • Соня — женщина безрассудная и легкомысленная, она хочет быть похожа на барышень из её романов. У неё совершенно нет чувства достоинства. В ней нет загадочности, таинственности, которые должны быть присущи женщине, она же наоборот, как белый лист, — вся видна и открыта. Она привлекательная женщина, могла остаться работать в библиотеке и встретить другого более ей подходящего мужчину, но нет, почему же женщина так безрассудно бросается в порывы чувств, совершенно не осознавая, что это не настоящее и совсем не то, что ей нужно в жизни?!
людмила улицкая аудиокнига

Что заставляет героиню измениться?

Ответ закрыт глубоко в её сердце — она всегда была девушкой обычной, и из мужчин на неё особого внимания никто не обращал. Хотя в тексте об этом не упоминается, но можно предположить, ведь при первой встрече с Робертом в ней нет четкой линии поведения, она словно цветок, то откроется, то снова уйдет в себя.

Роберт Викторович полюбил её такой, какой она была. Он видел в ней безропотного «человечка», который всю жизнь будет с ним. Предложив ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась, при этом совершенно его не зная. Именно с этого момента в произведении

Сонечка забывает о том, что она женщина, что в ней должно быть уважение к себе. На протяжении всей жизни она прощала мужу, а потом и дочери, все обиды, оскорбления, неуважение и даже смогла простить мужу измену, хотя тот позорным образом умер в постели с Ясечкой.

улицкая писательница

Цена единственной ошибки

Даже после этого Соня по-прежнему любит и уважает Роберта Викторовича, её поведение можно назвать благородным, она женщина, которая умеет прощать и не держать ни на кого зла, женщина, которая умеет делать добро бескорыстно, всегда поступает невероятно благородно. Но в этой женщине нет никакого уважения к себе.  Это её единственный недостаток, но он самый ужасный для любой женщины.

Женщина, в которой нет гордости, чести, любви к себе, уважения к себе — это женщина, которая совершенно себя не ценит.

Она не в праве называться настоящей женщиной, ведь не зря про сильных женщин пишут романы, они входят в историю, они меняют судьбы других людей, они помогают перерождаться; при всех своих замечательных качествах и поступках они могут быть хитры, властолюбивы, эгоистичны, грубы и жестоки. В основном так оно и есть, истинная женщина, никогда не будет простой и домашней всю жизнь, она не сможет выполнять обыденную домашнюю работу постоянно. Женщина должна быть интересной она должна украшать мир, она должна быть горда, любима постоянно.

Нельзя сказать, что в образе героини наблюдаются эти качества, как раз она проста и несчастна в жизни. Её поступки глупы и необдуманны. Образ инфернальной женщины ей совершенно не подходит. Скорее она спокойная, миролюбивая, всепрощающая барышня, но весьма благородная.

АСТ Издательство

Она после такого жестокого обмана мужа его прощает и совершенно не держит на него зла, Ясечку она берет к себе на попечительство (у неё нет никого, кроме Сони). Сонечка невероятно добра, но она не интересна и оттого, как только она чуть-чуть состарилась и потеряла некоторую часть своей красоты, именно некоторую, потому что женщина красива в любом возрасте, она теряет только облик молодого лица и тела.

Для Роберта Викторовича этого было достаточно, чтобы уже предать её и предать так бесстыдно и позорно, унизительно и низко. Соне безумно больно оттого, что уже в зрелом возрасте она понимает, что её муж, которому она посвятила всю свою жизнь, никогда по-настоящему её не любил, возможно, он и не знает, что такое любовь, за всю свою жизнь он не смог почувствовать этого прекрасного чувства.

Какое-то время Роберт любил свою жену, но он любил её так, как игрушку, которая всегда при нем. Муж Сонечки всегда знал, что она никуда от него не денется, никогда не бросит и не скажет что-то против. Не зря говорят, что любовь «жестока», что от любви страдают. Соне не пришлось страдать, но пришлось испытать чувство огорчения и боли из-за любви.

Видео: Аудио-повесть «Сонечка»

Повесть «Сонечка», написанная в жанре семейной хроники, — это история любви и разлуки, женского счастья и горьких лет одиночества, радости единения и боли измены. В тонком и умном повествовании о судьбе обыкновенного человека читается история нашей страны, общественного уклада, история ушедшего столетия. Читает: Юрий Заборовский.

Сонечка — образ христианской терпимости и толерантности

Улицкая выражает в Сонечке гиперболизированное понятие толерантности, которое проявляется в самоуничижении. О своих героях писательница говорит: «Думаю, что добрые дела могут обернуться для делающего их большим огорчением, но, уверяю вас, что все равно доброе остается добрым, вне зависимости от последствий».

Театрал
  1. Все тягостные моменты, негативное в своей жизни Сонечка принимала с покорной кротостью, в счастливые моменты героиня задается вопросом: «Господи, господи, за что же мне такое счастье…». На предложение Роберта Викторовича выйти за него замуж, Сонечка восклицает: «Это что, шутка?». Ей не верится, что она достойна обычного женского счастья.
  2. Взгляды мужа совсем не совпадали с Сониными: «он был совершенно равнодушен к русской литературе, находил ее голой, тенденциозной и нестерпимо нравоучительной». Большего ужаса для Сонечки, так любившей Толстого, Достоевского и Тургенева, мы и представить себе не можем. Но кончался домашний спор только «горькими слезами и сладкими объятиями».
  3. С месячным ребенком героиня и ее муж жили в зыбком домике из сырых саманных кирпичей, но каждое утро «она обмирала от двойного груза непереносимого счастья». Зарабатывая на жилье, героиня быстро и некрасиво старилась, превратилась из возвышенной девицы в довольно практичную хозяйку: «но горечь старения совсем не отравляла Сонечке жизнь».
  4. Постепенно терпимость Сонечки доходит до полного абсурда, ее поведение шокирует читателя. Узнав об измене мужа (с ровесницей их дочери), Сонечка говорит: «Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная и тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нем есть самое главное, к его художеству.»
  5. Сонечка живет под одной крышей с мужем и его любовницей, с радостью ходит с ними в гости. На похоронах мужа «люди подходили к Соне, произносили неловкие слова соболезнования. Соня, чуть выталкивая впереди себя Ясю, механически отвечала: — Да, такое горе. На нас свалилось такое горе.»
юрий заборовский

На протяжении всего произведения Сонечка готова была принять позицию мужа, не входила с ним спор, не противоречила любым решениям дочери (уход из дома, чтение фантастической литературы), поддерживала Ясю на похоронах и не обращала внимания на мнение окружающих.

Таким образом, Сонечка живет мыслями и чувствами окружающих ее людей или героев книг. В ее душе нет чувства злости или огорчения, потому что если окружающие ее люди счастливы (с Сонечкой или без нее), то и ей приносит это радость. Источником подобной жизненной позиции является глубокое убеждение героини в собственной ущербности, она добровольно отказывает себе в праве на счастье.

Видео: Спектакль по повести Людмилы Улицкой «Сонечка»

Спектакль по замечательной вещи Людмилы Улицкой. Повесть «Сонечка», написанная в жанре семейной хроники, — это история любви и разлуки, женского счастья и горьких лет одиночества, радости единения и боли измены. А главное — в тонком и умном повествовании о судьбе обыкновенного человека читается история нашей страны, общественного уклада, история ушедшего столетия.

Литература для статьи:

  • Егорова, Н. А. Проза Л. Улицкой 1980 — 2000-х годов: проблематика и поэтика: автореф. дис…. канд. филол. наук / А. Н. Егорова. — Астрахань, 2007. — 22 с.
  • Марьина О.В., Аллюзии В Тексте Повести Л. Улицкой «Сонечка»
  • Осьмухина, О. В. В поисках утраченной толерантности: Людмила Улицкая / О. В. Осьмухина // Вопросы литературы. — 2011. — № 1. — С. 144 — 158.
  • Подлесных У. В. Истоки толерантности главной героини повести Л. Улицкой «Сонечка»
  • Позднякова Л. А.  Метаморфозы имени в повести Л. Е. Улицкой «Сонечка»
  • Пушкарь, Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): автореф. дис…. канд. филол. наук / Г. А, Пушкарь. — Ставрополь, 2007.
  • Садовникова Т.В. Вечная Сонечка: О поэтике повести Л. Улицкой «Сонечка» // Филологический класс. — 2007. — № 17. — С. 58-60.
  • Улицкая Л. Е. Сонечка. М.: Эксмо, 2008. 128 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *