Счастливые: анализ и краткое содержание рассказа

По | 12 ноября, 2021

Содержание статьи

Творчество Л. Улицкой в русском литературоведении связывают с продолжением традиции Л. Толстого («Смерть Ивана Ильича»), Бунина («Господин из Сан-Франциско»), Набокова, однако, насколько известно автору данной статьи, никто в исследовании вопроса не уделял пристального внимания тому, как удачно Л. Улицкая продолжает чеховскую традицию в русской литературе.

Портрет и пейзаж — счастливые герои рассказа

Мир вещей в прозе писательницы преодолевает функцию исключительно описательную и приобретает значение акцента на душевных ощущениях героев. В частности, это иллюстрирует такая вещная деталь, как детский стульчик («Счастливые»), где становится чем-то вроде центра средоточия душевной жизни Матиаса и Берты, смыслом их существования до трагедии с ребёнком и после неё. Анализ цикла «Бедные родственники» убеждает, что элементы портрета, символичность пейзажного описания и интерьерных описаний, двойная функциональная нагрузка бытовых предметов выполняют функцию косвенного изображения психологии героев.

Мы берём на себя смелость раскрыть некоторые важные аспекты чеховского влияния на автора цикла «Бедные родственники», сосредоточившись на функции портретного и пейзажного описания и предметов интерьера в прозе Улицкой. Наиболее примечательны они в той косвенной манере сообщения о душевном состоянии персонажей, которую Л. Улицкая так ненавязчиво доносит до сознания читателя, оставляя скорее след, чем сообщая явный акцент.

С одной стороны, писательница уделяет внимание переживаниям героев, а с другой, не говорит о них прямо, а применяет косвенные способы сообщения, недоговаривает, не препарирует чувства и ощущения персонажей, оставляя читателю право составить своё представление, которое оказывается тем фундаментальнее в итоге, чем незаметнее влияние автора на этот процесс.

Лаконичность описаний: для представления героя достаточно пары слов

Портретное и пейзажное описания лишены прямого авторского влияния и тем более диктата авторской воли. Инструментарий Л. Улицкой подчёркнуто традиционен и по-чеховски скуп, а, с другой стороны, именно скупость каждого элемента в описаниях позволяет высветить прожектором художественного видения то характерное, что и создаёт героя как личность, что лежит в основе его психической жизни.

Пейзаж у Улицкой всегда синхронен переживаниям героев.

Применяется приём изображения внутреннего мира через детали портрета в рассказе «Счастливые», где, например, кратко отмечается, что «Матиас… походил на шкаф красного дерева» [3, с. 7]. Достаточно этого краткого замечания, чтобы в сознании читателя не только возник образ приземистого и широкоплечего Матиаса, но и для того, чтобы возник образ его дома, неотъемлемой принадлежностью которого он служит так же, как и элементы интерьера в нём (шкаф).

В портрете героев Л. Улицкая часто фиксирует внимание на мимических движениях, передавая психологическое состояние через физиологические приметы. В применении этих форм писательница не оказалась новатором, но нашла им особое место. Особенно выразительны в портретных описаниях Л. Улицкой губы. Примечательно, что каждая улыбка имеет свою характеристику: «по дурацкому хихиканью», «не переставая хихикать, избыточно и фальшиво…», «заливисто рассмеяться».

Предметы интерьера, как часть действующих лиц рассказа

Интересным образом выделен Улицкой детский стульчик в рассказе «Счастливые» [3, с. 12]. Являясь предметом домашнего обихода, он уже пятнадцать лет выполняет функцию «памятника», символизируя те счастливые времена, когда Матиас и Берта купались в родительской любви к подрастающему сыну. Сквозной символической деталью в цикле «Бедные родственники» являются фарфоровые чашки с каймой. Вновь чашки появляются в рассказе «Бронька», где Анна Марковна единственный раз угощает чаем Симку, новую соседку, которой тут же «было дано понять… что к чаепитиям её приглашать не собираются» [3, с. 20]. Чайный церемониал, таким образом, в рассказах цикла приобретает смысл некого символического ритуала, знака принадлежности высшему миру благополучных и значительных персон.

Заметим, что при всей глубине психологического анализа понимание характера героини становится как бы «личным открытием» читателя, суммирующим все перечисленные моменты. Л. Улицкая устраняется от прямых оценок. В этом проявляется яркое своеобразие её художественной манеры — в ненавязчивом объяснении и наблюдении за сущностью человеческой, чертами личности, сложившими привычки, а затем и собственно характеры героев.

Литература для статьи:

  1. Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
  2. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков. — М. : Высшая школа, 1988. — 528 с.
  3. Между фактом и фикцией: набоковское стилевое влияние в современной русской прозе / А. В. Леденев // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. — 2006. — № 2. — С. 112-124.
  4. О спокойном достоинстве и не только о нём / Е. Щеглова // Нева. — 2003. — № 7. — С. 185.
  5. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. — М. : Наука, 1970. — С. 323.
  6. Художественная Деталь, Пейзаж И Портрет В Прозе Л. Улицкой (На Примере Цикла «Бедные Родственники»). Мотамедния Масуме Насроллах, кандидат филологических наук, Мазандаранский университет Баболсар, Республика Иран

Видео: Анализ рассказа «Счастливые»

Разбираю понравившиеся и не очень понравившиеся места из книги Л. Улицкой «Счастливые».

По поводу окаменевших плеч, держащих небеса, — это метафора Атланта, который держит небо. Так что, каменность вполне логична для такого героического поступка. Разбор интересный. Да, а вот по поводу метафоры женской груди, как дыни — осенние, тонкокорые — по-моему, это очень живой и натуралистический образ. Природа-мать. Дыни… 🙂 Что может быть глубже и эротичнее… И в которой раз убеждаюсь, что каждый в литературном произведении может увидеть и услышать СВОЁ. :

Видео: Спектакль Л. Улицкой «Бедные родственники»

Театральный коллектив «Мастерская» МБОУ ДОД-Дом детского творчества Заводского района г. Орла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *