Народ избранный: краткое содержание и анализ рассказа

По | 26 ноября, 2021

Содержание статьи

Народ избранный — короткий рассказ Людмилы Улицкой из цикла «Бедные родственники». В нем автор акцентирует внимание на уникальности и неповторимости их внутреннего мира. Это Зина и Катя в рассказе «Народ избранный», которые, несомненно, являются маргинальными героями – Катя сидела, она калека, Зина больная душевно, но эти люди испытывают состояния благодати, а их нищета и есть истинная избранность.

Краткое содержание рассказа

Рассказ про Зинаиду, которая недавно похоронила свою мать. До смерти матери к ней Марья Игнатьевна приходила, кормила, а потом перестала, потому что захотела взять мамину кофту, а Зина не отдала – хотела как память сохранить, больше эта кофта ей ни для чего бы не пригодилась, потому что была Зина «такой ширины, что в трамвай  не влезала».

Зинаида имела инвалидность второй группы, хоть и считала она, что все болезни её в ногах, но врачи говорили, что в железах-надпочечниках. Когда её мать помирала, то сказала, чтобы Зина шла к храму, когда деньги кончатся: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери». Так она и сделала.

посредничество между богом и человеком

Никто ей не подал, кроме одной женщины, которая попросила помолится об успокоении Екатерины. Поэтому Зина решила уходить, но сначала – зайти в храм: поблагодарить Божью Матерь. В церкви она поставила свечку возле Казанской и пошла к выходу, но здесь на неё набросились другие нищие. Крича, чтобы она больше сюда не приходила, и ругаясь бранными словами, они бросились на Зину. Зина готова была уже убегать, но ноги у неё подкосились, и она упала. Вдруг она услышала:

«У, шакалья стая, рванина ненасытная! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда старый хрен, лезешь, прислуга фашистская! Вставай, что ли!»

Это кричала на попрошаек Катя Рыжая. Она помогла Зине подняться, дала ей три рубля, и сказала, чтобы её здесь больше никто не трогал. В следующий раз Зина пошла к церкви на Покров, теперь её уже никто не прогонял, и она насобирала почти четыре рубля, но Катю она так и не увидела.

история еврейства

Только на третий раз встретила она Катю, которая увидела её, кивнула и зашла в храм, Зинаида пошла за ней. Катя разговаривала со священником, а затем запела «Верую…». После церкви они пошли к Зине домой, где сели за стол; Катя достала четвертинку водки, и торжественно, но  вкрадчиво, сказала: Зинаида правильно сделала, что пришла к церкви, потому что попрошаек и так много, а Зина должна стать настоящей нищенкой! И Катя рассказала свою историю.

Катя училась в техникуме, потом вышла замуж, из-за мужа попала в тюрьму, а когда вернулась, мать не пустила её  домой.  Решила  она переночевать у подруги на даче, но когда  проезжала Савеловский вокзал, зашла в церковь. Стояла плакала, потому что очень плохо ей было, потому что «калечная» и некрасивая она – ничего не дал ей Бог, и тут увидела она женщину, у которой не рук, не ног не было. Так Кате её жалко стало, что заплакала она. Тогда Катя поняла, что и настоящие нищие для того и нужны, чтобы посмотрел на них любой и подумал, что хорошо хоть мне больше повезло, так как, по выражению Кати, завистливые все стали: о себе только думают, поэтому народ нищий – избран Богом!

посредничество между богом и человеком

Основная мысль — кто он «Народ избранный»?

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии.

Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики

У нас в гостях Людмила Улицкая. Мы поговорили с писательницей о ее новой работе «Бумажный театр»: почему это «непроза»? А также мы обсудили любовь к литературе, блеск в глазах, нелюбовь к Достоевскому и многое другое. Беседу вела Полина Парс.

Лабиринт

Христианская мораль рассказа

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».

история еврейства

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  1. «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  2. они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  3. они не предаются греху гордыни;
  4. они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  5. они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
  6. им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» . Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

Лабиринт

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»

Наталья Синдеева решила на карантине возродить программу «Синдеева». Первый гость — писательница Людмила Улицкая. Поговорили о том, как не сойти с ума на самоизоляции, какие сценарии жизни ждет человечество после коронавируса, как важна сегодня взаимопомощь и сострадание, и как история с раком научила Людмилу Улицкую каждый день находить радости в окружающем мире.

нобелевская премия

Литературные источники:

  • Анализ эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный». Васильев Андрей // г. Черняховск. 2009 г. Интернет ресурс — https://refdb.ru/look/1625115.html
  • Бедные родственники. Улицкая Л.Е. // М.: Аст, 2015. – 221 с.
  • Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
  • Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. Молчанов А. // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10. 3.        
  • Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391. 2.        
  • Типы характеров в сборнике рассказов Л.Улицкой «Бедные родственники». Глазинская Е. Т. // АлтГПУ. г. Барнаул
  • Христианские мотивы в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» Агаева К.Ш. // журнал: Новое в современной филологии. №14, 2014г.
  • Художественная деталь, пейзаж и портрет в прозе Л. Улицкой (на примере цикла «Бедные родственники»). Мотамедния М.Н. // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *