Перловый Суп: краткое содержание и анализ рассказа

По | 20 октября, 2021

Содержание статьи

«Перловый суп» -это рассказ-притча. Это рассказ в рассказе. Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме. Повествование представлено от первого лица и глазами ребенка. Перловый суп для героев рассказа был не только едой, он был проверкой на человечность.

Пересказ рассказа «Перловый суп»

Маленькая девочка четырех лет рассказывает о детстве, в котором она видела бедных и обделенных людей. Она с нежностью описывает свою красивую, умную и добрую маму. Марина Борисовна любила готовить вкусный перловый суп. Этот суп глубоко врезался в память девочки.

  • Первый раз она запомнила, как несла перловый суп в солдатском котелке пожилым нищим людям, которые жили в каморке их дома. Девочка медленно спускалась по лестнице, держась за перила, чтобы не упасть со стертых ступенек. Мама стояла в дверях квартиры в белом переднике и улыбалась.
  • Второй раз вспоминает девочка перловый суп, когда однажды в их коммунальной квартире раздался звонок. Мама открыла дверь. На пороге стояла голая женщина в одном плаще. Она сказала, что они погорельцы. Марина Борисовна собрала кулек вещей для несчастной женщины и накормила ее перловым супом. Пострадавшая вызвала страх у маленькой девочки. Она подумала, что зубы у нее тоже сгорели. После ухода женщины обнаружилось, что она украла соседскую вещь. За свою доброту маме пришлось отвечать.

В тот же день умерла дочь соседки Надежды Ивановны. Никто из соседей не помог ей. Мама девочки как могла, поддерживала бедную женщину, которая была убита горем.

Марина Борисовна налила соседке в фаянсовую тарелку перловый суп. Надежда Ивановна попросила маму поесть вместе с ней. Они сидели и ели из одной тарелки суп. Это было третье воспоминание четырехлетней девочки о перловом супе.

Прошло около двадцати лет. Мамы уже нет в живых. Автор рассказа никогда в своей жизни не варила перловый суп. Он вызывал у нее только негативные воспоминания детства.

Рассказ учит читателей, что добро нужно делать бескорыстно и не ждать благодарности. Есть пословица: «От добра, добра не ищут».

Анализ произведения «Перловый суп»

Судьба личности в тоталитарном государстве

 Главная героиня рассказа Л.Улицкой «Перловый суп»  в сложнейшее  время 30-х годов XX века, в эпоху  сталинских  репрессий,  находит в себе силы противостоять насилию,  она, не задумываясь  о личном  благополучии, готова помочь всем. Так, например, героиня поддерживает нищих,    которые жили в каморке под лестницей,  героиня посылала им с дочкой золотистый перловый суп с хлебом.

А потом эти нищие кому-то помешали, и они исчезли. Так совершилась чистка! Ненужные люди просто-напросто исчезали.  Как жестоко! Можно ли  говорить о справедливости и гуманности законов  такого  государства? Безусловно, нет! Л.Улицкая выносит суровый приговор  тоталитарному  режиму, лишающему человека самого святого права — жить и  быть свободным.

Проблема равнодушия

Марина, мать героини рассказа Л.Улицкой «Перловый суп», в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде.     В противоположность ей  писательница создает      образы соседей многосемейной  коммуналки, в которой живет  главная  героиня.  Каждый  их  них  занят, прежде  всего,  своими  проблемами, не замечает убогих стариков, живущих под  лестницей в каморке и нуждающихся  в помощи, проявляет равнодушие к  горю Надежды Ивановны, матери, потерявшей единственную  дочь. Сочувствию,   состраданию нет  места  в их  душах. Вызывает    чувство протеста омерзительный образ мнимой  «погорелицы».

Её поступки ужасны:   вместо благодарности она крадет ковер из  прихожей, отвергает вещевую  помощь Марины,  лениво  ест перловый суп. Ей нужна  не  моральная поддержка, а деньги, ради которых она  готова на все, даже явиться  к людям  буквально в голом виде. В ней тоже нет  души, остались  одни   низменные интересы.    

Перловый суп, который   варила Марина Борисовна   для несчастных, — это напоминание не только о бескорыстной сердечной теплоте  героини, но и о равнодушии людей,  о том, как оно приводит  к разрушению  личности,  лишает  человека  возможности созидать мир по  законам любви, добра и справедливости. 

Проблема добра и   самопожертвования

 Главная героиня рассказа Л.Улицкой «Перловый суп»  в сложнейшее  время 30-х годов XX века, в эпоху  сталинских  репрессий,  находит в себе силы противостоять насилию,  она, не задумываясь  о личном  благополучии, готова помочь всем.

Героиня поддерживает нищих,    которые жили в каморке под лестницей,  она  посылала им с дочкой золотистый перловый суп с хлебом Её  самоотверженность наиболее ярко проявляется  в том, как она  поддерживает  пожилую  женщину, потерявшую единственную  дочь.  Участие  в судьбе  других  людей  делает сильной  эту  хрупкую  женщину и вселяет веру  в будущее в тех, кто отчаялся, кто от горя теряет желание  жить.

Проблема  воспитания

 Л. Улицкая считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери,  именно она воспитывает нравственность, умение ценить жизнь. Ярким подтверждением тому является  рассказ «Перловый  суп».  Действительно, образ  главной героини Марины Борисовны  мы воспринимаем глазами ее дочери, уже  взрослой  женщины. 

Её  воспоминания проникнуты светом добра, любви    к той, которая когда-то научила уважать старость,  отличать ложь от правды, откликаться на  боль, горе  других. Одним словом,  воспитала  в дочери умение ценить жизнь. 

Анализ текста «Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп?»

Воспоминания из детства обычно либо плохие, либо добрые и красочные. Героиня произведения, написанного в виде воспоминания, является носителем больше положительных впечатлений. Например, она трепетно вспоминает мать: «Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса».

Три составляющих рассказа — три тарелки с супом

Основной темой текста Людмилы Улицкой можно назвать добро, очерненное страданиями и болью. Оно привязано и даже тесно переплетено с супом, что несколько нехарактерно для отечественных писателей.

  1. Перловое горячее вызывает небольшое отвращение у главной героини, но, на мой взгляд, это связано с сопутствующими событиями. Так, первый раз суп ребенок отнес пожилой паре, которая, судя по диалогу родителей, была «почищена к празднику
  2. Второй этап с супом — погорельцы. Маленькая девочка становится свидетелем следующей картины: «как лениво она ест перловый суп, бросая в него кусочки хлеба». Пострадавшая от пожара женщина сидела на полу в еле прикрывавшем тело плаще. Мама девочки только хлопотала о вещах, стараясь помочь погорельцам.
  3. Третья пиала супа привязана автором к еще более трагичной ситуации — смерть знакомой девушки, которая «отмучилась». Ее мама сидела на кухне и пыталась помощь соседке, у которой как раз и умерла единственная дочь Нина.

Тема противопоставления мамы и окружающих взрслых

Отношение и главную мысль поведения девочки, ее мировоззрение и отношение отражают последние предложения: «…Давно никого нет. Нины. Надежды Ивановны. Мам уже двадцать лет как нет. И перловый суп я никогда не варю».

Потрясающая мысль о психологическом восприятии ребенка оформлена красивым слогом, несколькими литературными приемами и изобразительными средствами. Так, мама для рассказчицы предстает чистой «принцессой» невероятной красоты. Это очень, важно так как образ принцессы в сознании детей и преимущественного числа взрослых подразумевает добрую, искреннюю, заботливую и чистую сердцем натуру.

Помимо этого, в тексте читатель встречает антитезу. Здесь также все происходит на противопоставлении матери и пожилой пары. Например, «я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется об этом знать не должна». Здесь антитеза находится между строк: мама — добрая «принцесса», которой будет неприятно услышать от дочери о брезгливости. Таким образом, пока родной человек для главной героини является идеалом, посторонние предстают в несколько противоположном свете.

Содержательный суп

Есть в тексте и синтаксическая особенность — использование преимущественно сложных предложений с большим количеством описаний. Это отдаленно напоминает стиль повествования Л.Н. Толстого, который также уделял особое внимание мелочам. Детальное описание некоторых моментов в одежде и впечатлениях делают «Перловый суп» не только запоминающимся и интересным, но и содержательным.

На мой взгляд, это произведение написано человеком, который когда-то также пережил подобные впечатления. Возможно, автор видел, как в тяжелые моменты кто-то из родных людей помогал бедствующим или страждущим. Это было то самое смешенное чувство добра, очерненного мрачными обстоятельствами.

При первом и невнимательном прочтении может показаться, что смысл текста построен именно вокруг супа, что является логичным относительно названия. Тем не менее, глубокий посыл находится именно между строк, где читается отчаяние, боль, негодование и сильнейшие детские впечатления. Это произведение только доказывает, что добро не всегда может приносить счастье его очевидцам, ведь оно часто идет вместе с болью, как и в «Гамлете» Шекспира.

Источники:

sochinyalka.ru/2020/07/analiz-teksta-pochemu-rannyaya-pamyat-zatsepilas-trizhdy-za-etot-samyj-perlovyj-sup.html
uchitelya.com/literatura/86069-argumenty-k-sochineniyu-ege-ulickaya-perlovyy-sup.html
chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/ulickaya-perlovyj-sup

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *